«Сельская школа для меня — это тепло, уют и спокойствие»
Профессия учителя — это призвание, которое часто формируется у будущих педагогов ещё в детстве. Учитель русского языка и литературы Татьяна Спивак вспоминает о своём раннем увлечении литературой как о фундаменте, на котором построена её профессиональная жизнь. Увлечённая чтением, Татьяна окончила филологический факультет Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова. Книги формируют не только знания, но и личностные ценности, учат анализировать информацию, а эти качества — основополагающие для педагога, делится Татьяна.
Педагог не забыла о своих корнях и стала работать
в Манычской средней школе.
В посёлке Манычский жили бабушка и дедушка Татьяны,
а сама она проводила в этом месте свои летние каникулы. Учитель уверена, что каждая школа — это уникальный мир, который имеет собственный характер и индивидуальность.
«Сельская школа для меня — это тепло, уют и спокойствие. Профильные классы
у нас только в старшей школе. Ребята сами выбирают направление, которое они хотят изучать углублённо — физико-математическое или химико-биологическое. Изучается предмет "Родной калмыцкий язык". Ребята с большим удовольствием его посещают. Республика Калмыкия многонациональная, возможно, поэтому не все
в совершенстве владеют калмыцким языком. Учеников в нашей школе мало. Мне кажется, это делает ребят более дружными. Ученики из разных классов общаются
в школе и вне её, помогают друг другу, существует взаимовыручка, старший товарищ всегда готов прийти на помощь младшему», — рассказала о Манычской школе Татьяна Спивак.
Калмыкия имеет уникальное культурное наследие, богатое традициями, обычаями и праздниками, унаследованными от кочевых предков. Традиционные праздники в калмыцких школах играют важную роль в формировании культурной идентичности и воспитании молодёжи, помогают развивать у школьников чувство сопричастности к культуре своего народа.
«О национальных праздниках в нашей школе можно говорить долго. Зул — один
из главных и любимых праздников в Калмыкии (калмыцкий Новый год). Он знаменует собой встречу зимы и нового года. Издревле калмыки не отмечали дни рождения, а дополнительный год к возрасту прибавляли именно в эту дату. Каждый год ребята совместно с классными руководителями и учителем калмыцкого языка и литературы готовят номера для праздничного концерта, читают йоряли (благопожелания на калмыцком языке), рассказывают о порядке празднования Зула, поют народные песни на калмыцком языке и исполняют зажигательные калмыцкие танцы. Затем ребят ждёт вкусное угощение: борцоги (национальное блюдо калмыков), джомба (калмыцкий чай с молоком), сладости», — поделилась педагог.
Одна из ярких особенностей учебного процесса в сельской школе — интеграция прогулок и экскурсий на свежем воздухе. Когда дети видят, как меняются пейзажи, изучают важность сохранения экосистем и ресурсов, у них формируется уважительное отношение к окружающей среде.
«Близость к природе способствует познанию мира и окружающей среды, труд
в природе оказывает положительное влияние на ребёнка. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Многие художественные произведения отечественных писателей показывают, как важно для человека общение с природой», — считает Татьяна.
Чем сельский педагог отличается от городского?
«Жизнь в сельской местности обычно более спокойная и менее динамичная. Это не может не влиять на поведение учеников из сельской школы.
В сельских школах, как правило, меньшее количество учеников в классе, что позволяет уделять больше внимания каждому ребёнку. Это способствует более тесным взаимоотношениям между учителем, учеником, родителями, потому что все друг друга знают, что создаёт поддерживающее сообщество и тёплую атмосферу
в школе. Но и трудности преподавания в условиях малочисленных классов тоже есть. Такие классы требуют особых организационно-методических подходов при проведении занятий. С одной стороны, малая наполняемость классов — это частое обращение к ученику, с другой стороны — это личностно-ориентированный подход, при котором личностное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания. Учитель и ученик "слышат" друг друга», — объяснила Татьяна Спивак.