Земский Учитель
Мангут Мутулов,
п. Улан-Хол, Лаганский район, Республика Калмыкия

Как программа «Земский учитель» помогла педагогу математики и информатики вернуться в профессию?
Свою трудовую биографию Мангут Мутулов, учитель математики, физики и информатики, начал в школе небольшого калмыцкого посёлка Гашун-Бургуста (Гашун-Бургустинская школа им. У.Э. Эрдниева. — Прим. ред.) Педагог был полон энтузиазма и свежих идей. Несмотря на все бытовые сложности, он начал свою работу, привнося с собой не только знания, но и уверенность в том, что обучение может занять особое место в жизни каждого ребёнка. О том, какими были первые шаги в профессии, рассказал сам Мангут.


«В посёлке не было газа: отопление печное, топили углём. Ученики приходили и учили меня, как разжигать печку, как смачивать уголь, чтобы он лучше горел. Количество часов зашкаливало, я преподавал сразу три предмета —математику, физику и информатику. В Гашун-Бургусте я прожил с октября 2008 по декабрь 2015 года.
В июле 2012 года меня назначили директором школы. В это время в село пришёл газ, нам выделили старое здание администрации совхоза. Начался ремонт. Мне всегда хотелось ещё как-нибудь улучшить нашу школу».


Чукотские уроки жизни
В ноябре 2015 года педагогу поступило предложение поработать на Чукотке. Поскольку дела в Гашун-Бургустинской школе уже были налажены, а учебный процесс функционировал как часы, Мангут принял решение, что может двигаться дальше. Он отправился к новым вершинам на Чукотский полуостров и поселился в национальном эскимосском селе Новое Чаплино.

«Новое Чаплино приятно удивило меня. Мне предоставили небольшой коттедж, в котором были все условия: центральное отопление, водопровод, канализация. Очень часто вспоминается безмятежность и умиротворённость — всё там неспешно, даже говор у эскимосов какой-то неспешный. Понравились национальные танцы».
Учитель на Чукотке сталкивается с уникальными вызовами. Суровые климатические условия, нехватка ресурсов, удалённость от крупных городов — всё это может создать серьёзные преграды. Тем не менее именно в таких обстоятельствах проявляется настоящая креативность. Учителя здесь способны адаптировать свою программу, находить способы сделать уроки интересными и доступными. Однако сам Мангут утверждает, что «дети — это везде дети». И неважно, в каком регионе ты преподаёшь.

«Работа в разных регионах ничем не отличается: те же уроки, те же отчёты. А вот для директора разница существенная. Как и в Гашун-Бургусте, в Новом Чаплине я сначала поработал учителем, а потом меня назначили директором. В Калмыкии я был больше добытчиком, постоянно надо было искать спонсоров и меценатов, в школе меня почти не видели. На Чукотке бюджетная годовая смета превышала в десятки раз, так что недостатка в средствах не испытывал. Зато здесь были другие проблемы: кадровый вопрос и вопрос навигации. Надо было решать проблемы доставки продуктов в школу, вовремя и заблаговременно заказывать на Большой земле всё необходимое».
Из-за семейных обстоятельств Мангуту пришлось вернуться в Калмыкию к родителям. О педагогической деятельности на время пришлось забыть и поработать системным администратором в Элисте. Но программа «Земский учитель» стала глотком свежего воздуха. По ней Мангут переехал в посёлок Улан-Хол за 300 км от Элисты.

«Коллектив принял хорошо, особенно были рады тому обстоятельству, что по диплому я физик. Вообще, школа участвовала в программе и искала учителя математики, так как по этому предмету было больше часов. Но и учителя физики у них не было. Получился такой вот джекпот».
С любовью к родным просторам: возвращение в Калмыкию
Что вдохновляет Мангута Мутулова продолжать учительский труд?
«Наверное, я отношусь к той категории учителей, которые пришли в профессию по призванию. Я всегда стремлюсь найти возможность заниматься любимым делом. Моя душа лежит именно к преподаванию. Осознание того, что всё это не зря, приходит в День учителя, когда тебя поздравляют твои уже взрослые ученики, и 25 мая, когда из школы выпускаются очередные ученики и ты видишь плоды своей работы».
Чем уникальна Уланхольская средняя школа имени Зая-Пандиты?
«Школа многонациональная и многоконфессиональная, так как Лаганский район граничит с Республикой Дагестан и Астраханской областью. Наша школа носит имя Зая-Пандиты — ойратского и калмыцкого деятеля буддизма. В школе обучают старо-калмыцкой письменности «тодо-бичиг», что в переводе означает «ясное письмо». Ещё одна особенность нашей школы в том, что дети не обращаются к учителям по имени и отчеству, просто говорят «багше», что в переводе с калмыцкого означает «учитель». Мне в первое время было необычно слышать подобное обращение от представителей других национальностей».