Сельский Учитель
Рима Мустафина,
педагог школы № 1 имени Героя Советского Союза А.Ш. Ахметова, с. Стерлибашево, Республика Башкортостан
Формирование патриотизма у молодёжи: «шаймуратовские классы»
В последние годы государство начало принимать меры по возобновлению патриотического воспитания в школе. Сейчас активно создаются и внедряются программы, направленные на формирование у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к её истории, культуре и традициям. Вновь обретают популярность движения, напоминающие пионерию и комсомол, но адаптированные к современным реалиям, например: «Юнармия» или Российское движение детей и молодёжи. Учитель школы № 1 имени Героя Советского Союза А.Ш. Ахметова Рима Мустафина рассказала об одном из воплощений новых воспитательных мер — «шаймуратовских классах». Их создали в Республике Башкорстостан и назвали в честь генерал-майора Героя России Минигали Шаймуратова.

«Министерство образования региона разработало единый стандарт для "шаймуратовских классов ". Весной 2022 года документ был утверждён главой республики. В документе сказано, что в этих классах воспитательная работа будет строится на примере подвигов бойцов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Учащимся будет прививаться уважение к отечественной истории, патриотизм, гордость за свою страну, а также формироваться духовно-нравственные ценности, пропаганда здорового образа жизни. Это всё будет способствовать развитию активной гражданской позиции у школьников», — поделилась Рима Мустафина.

Педагогу предложили стать классным руководителем «шаймуратовцев». И Рима Булатовна, конечно же, согласилась. Уже более двух лет учитель, как она сама выражается, «живёт двадцатью шестью жизнями», ведь у каждого ученика своя история, свои радости и переживания. Быть классным руководителем для неё — это не только большая ответственность, но и огромное счастье, радость за победы своих учеников.

«Это не просто работа, это миссия. Когда ты видишь детей каждый день, ты становишься для них не только учителем, но и наставником, советчиком, иногда даже старшим другом. Я чувствую огромную ответственность за то, какими они выйдут из школы: не только с какими знаниями, но и с какими ценностями, привычками, отношением к жизни. Каждое утро я думаю: "Что нового я могу дать им сегодня, смогу ли их сплотить? Как помочь справиться с их трудностями? "» — отметила педагог.
По словам педагога, сельская школа наполнена теплом и простотой. Здесь учителя и ученики часто знают друг друга лично, а также знакомы с семьями своих учеников. Это создаёт крепкие связи и позволяет сформировать дружескую атмосферу.

«Наша школа тёплая, уютная, каждый друг друга знает, поэтому если ты неискренен, все это почувствуют. В сельской школе есть душа. Это центр жизни и развития села. Я считаю, что если не станет школы в селе или деревне, то у этого населённого пункта не будет будущего. Педагоги и администрация школы активны, коллектив дружный и креативный — это делает школу центром возможностей. Наши выпускники учатся в престижных вузах страны».
«У сельских школьников меньший круг общения по сравнению с городскими. Городские школьники имеют больше возможностей для занятий в кружках, спортивных секциях, олимпиадах, посещения культурных мероприятий, чем сельские. Однако современные технологии помогают частично компенсировать этот пробел у сельских школьников. Например, онлайн-репетитором на селе может быть учитель с любой точки Земли. Туристических агентств сейчас много, и можно без проблем организовать экскурсии. Сельские школьники живут в более спокойной обстановке, без городской суеты, более хозяйственные и самостоятельные».
«Учитель работает в небольшом сообществе, где все знают друг друга, что даёт возможность лучше узнать каждого ученика и поддерживать связь с семьями детей. Тёплая атмосфера, близкие отношения с учениками и родителями, меньше учеников в классе, больше внимания каждому, возможность влиять на развитие школьной и местной жизни — такие особенности. Для успешной работы в сельской школе учителю нужны энтузиазм и творчество, чтобы заинтересовать учеников, гибкость, умение адаптироваться к разным условиям и совмещать несколько ролей, доброжелательность, чтобы выстраивать доверительные отношения с учениками, их семьями и коллегами», — отметила Рима Мустафина.
Загадки школьных будней: о книге «Школа — большая, маленькая жизнь»
В мае 2023 года у Римы Мустафиной вышла книга под названием «Школа — большая, маленькая жизнь». Она посвящена жизни учителя и классного руководителя, его работе с детьми и родителями, а также их взаимодействию. В своей работе Рима Булатовна говорит о том, как важно, чтобы взрослые — учителя и родители — были едины в вопросах воспитания. Только тогда дети смогут вырасти настоящими гражданами своей страны. Одноклассники, учителя, родители — это те, кто становятся опорой и поддержкой для детей не только в школе, но и во взрослой жизни. Именно поэтому заложенная в школе основа дружбы, взаимопомощи и уважения делает жизнь легче и даёт силы творить.

«Эта книга — история моей работы с классом за пять лет. Она стала тёплым воспоминанием для моих учеников. Я верю, что однажды они смогут открыть её уже со своими детьми, показать на собственном примере, какой насыщенной была их школьная жизнь, рассказать о крепкой дружбе с одноклассниками и заботе классного руководителя. В книге раскрывается многогранная жизнь учителя не только как предметника и классного руководителя, но и как мамы, жены и человека, живущего с открытым сердцем. Очень надеюсь, что, прочитав мою книгу, многие начнут с большим уважением относиться к людям такой профессии как, учитель», — подчеркнула педагог.

Вдохновение из глубинки: как живёт сельская школа?
Чем сельские школьники отличаются от городских?
Учитель в сельской местности — какой он?