Учитель на селе — сердце образовательного процесса
Современная школа неуклонно эволюционирует, адаптируясь к новым условиям и требованиям времени. С каждым годом в обучение активно внедряются информационные технологии: школьники имеют доступ к интерактивным платформам, приложениям и онлайн-ресурсам независимо от места нахождения образовательного учреждения. Такие инновации не только делают учёбу более увлекательной, но и помогают развивать у детей необходимые сейчас навыки: критическое мышление, умение работать с информацией и другие. Педагог из Орловской области Татьяна Кисель рассказала о Троснянской средней школе.
«Наша школа — это по-настоящему развивающая среда для детей. Для каждого ребёнка у нас есть место, чтобы он мог сделать шаг вперёд. В школе работает «Точка роста», которая предоставляет всем равные возможности на получение качественного и конкурентоспособного образования. Несколько раз в год к нам приезжает мобильный технопарк «Кванториум», там работают увлечённые люди, к ним на занятия наши ученики идут с удовольствием. На территории школы находятся две многофункциональные спортивные площадки, есть хоккейный корт и площадка для сдачи норм ГТО».
Помимо инновационных классов и спортивных объектов, в Троснянской школе есть и «точки приложения творческих сил для взрослых и детей». Школа акцентирует внимание на индивидуальном подходе к каждому ученику. Творческие задания помогают развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно и находить оригинальные решения, выражать свои мысли и чувства, отмечает Татьяна Кисель.
«На цокольном этаже здания школы расположена детская школа искусств, где ребята учатся хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. Это очень экономит время детей и родителей. После уроков в школе ребёнок просто спускается по лестнице и оказывается в волшебном мире искусства. В школе есть медиахолдинг: мы выпускаем школьную газету, есть у нас телевидение и студия мультипликации».
Учитель в сельских школах играет многофункциональную роль. Она выходит за рамки простого преподавания предметов. Сельские педагоги плотно общаются и сотрудничают не только с учениками, но и с их семьями. Это способствует сплочению всех участников образовательного процесса и их взаимопониманию.
«Достижения учеников. Неважно, к какой категории относятся эти обучающиеся. У каждого свой успех. Успех ребёнка окрыляет и учителя. Для меня всегда важным было общение с единомышленниками. И они у меня есть как в моей школе, так и в разных уголках России. Это вдохновляет».
«На селе особый уклад жизни, даже если село современное, как наше. Как писал мой коллега Алексей Абакумов: «Друг у друга на виду. Камень в пазухе не спрячешь. Коль беда — на всех беду. И беду, и неудачу». Я долго не могла привыкнуть к тому, что учитель, тем более на селе, всегда в центре внимания. Это сложно, конечно. Пожалуй, это и есть наибольшая трудность, когда фокус внимания направлен на тебя. В современном мире я не вижу большого различия между городскими и сельскими школьниками. Всё больше зависит от особенностей семейного воспитания, которое я считаю основополагающим», — поделилась Татьяна Кисель.
Какие навыки и личные качества необходимы для успешной работы учителя в сельской школе?
«Любому учителю в его труде помогает уважение к детям и отличное знание предмета. Я вовсе не считаю, что, работая в сельской школе, могу позволить себе знать и уметь меньше, чем мои городские коллеги. Нет. Профессиональный путь учителя предполагает постоянное движение и развитие. Мне ещё очень помогает лёгкость на подъём, мобильность. Часто приходится бывать на учительских форумах, съездах, конкурсах, конференциях. Москва, Казань, Тула, Пятигорск, Грозный, Сочи и многие другие города — это всё приятные и полезные бонусы учительской профессии», — считает Татьяна Кисель.
Что вдохновляет Татьяну Кисель продолжать трудовой путь?