Сельский Учитель
Ирина Аржанова
педагог русского языка и литературы Отрадненской гимназии, посёлок Отрадное, Новоусманский район, Воронежская область

Школа, где всё начиналось
Ирина Аржанова окончила филологический факультет Воронежского государственного университета летом 2015-го. Но за несколько месяцев до этого будущему педагогу поступило интересное предложение. Директор родной Каширской школы, в которой училась Ирина Игоревна, позвал выпускницу на работу. И молодая учительница с радостью приняла это предложение: решила вернуться в родное гнёздышко к своим педагогам и своему наставнику.

Молодого педагога не напугали «ни волны, ни ветер». Ирина Игоревна жила в Воронеже, а вот школа находилась в селе, за 45 км от города. На протяжении семи лет приходилось преодолевать это расстояние на пути к любимым ученикам.

«Просыпалась в 5 часов 30 минут или в 6 часов, а уже в 7 часов отправлялся мой автобус. Автомобиль я не вожу, поэтому, когда отменяли рейсы, приходилось добираться на попутках. Час в пути: тетради, конспекты, социальные сети — время проходило очень быстро, а уже в 8 часов начинались совещания с коллегами или консультации с детьми. С 8 часов утра до 15 или 16 часов в школе. Часам к 17—18 добиралась домой. В первый год работы мне дали 9-й класс, у которого я была уже третьим учителем русского языка. Как оставить детей накануне экзамена? Я не смогла. Кстати, ничуть не жалею о том, что осталась», — рассказывает о своём режиме дня Ирина Аржанова.
Директор Каширской школы Лидия Снегирёва называют бывшую ученицу «патриоткой своего учебного заведения». И это действительно так. Ирина вспоминает об обучении и преподавании в родной школе только со словами большой благодарности.

«Благодарна своим педагогам, которые встретили меня уже не как ученицу, а как коллегу. Я никогда не чувствовала себя неловко, у меня никогда не было страха обратиться за помощью. Мне всегда помогали, всегда поддерживали, всегда делились опытом», — говорит Ирина Аржанова.
Образование, мечты, дружба и стремление к лучшему — всё это объединяет детей вне зависимости от их места жительства. В каждой школе, будь она в большом городе или в маленькой деревне, работают учителя, которые стремятся дать детям необходимую базу для дальнейшей жизни. Современные технологии позволяют всем школьникам, независимо от их местоположения, получать доступ к информации. Онлайн-курсы и интернет-ресурсы стирают границы, и поэтому различия в уровне образования становятся менее заметными.

«Сельская местность никогда не мешала моему развитию. Я жила и работала в районном центре, где у детей широкий спектр возможностей. А если у детей есть возможности, значит, у педагогов есть стимул для профессионального роста. В век высоких технологий грань между городом и селом стирается. Если можно посетить мероприятие или прослушать курс онлайн, то нет никакой разницы, где ты находишься. С другой стороны, сельские дети, наверное, дружнее. Они рядом живут, растут, учатся, вместе посещают секции и гуляют вечерами. Если говорить о достижениях ребят, то наши сельские школьники состязаются наравне с городскими и нередко становятся победителями», – говорит Ирина Аржанова.

Работа в сельской школе требует не только профессиональных навыков, но и определённых личных качеств, чтобы достичь успеха в обучении и воспитании детей. Важнейшим навыком является умение устанавливать контакт с учениками и их родителями. Кроме того, учитель должен быть образцом для подражания.

«Учитель должен быть личностью, на которую ребёнок хочет равняться, чьё мнение для школьника весомо. И тут сложно назвать какие-то определённые навыки и качества. Мне кажется, что ученики ценят знания, которые я стараюсь им передать, мою настойчивость, целеустремлённость, чувство юмора. Ребята следят за мной в социальных сетях и гордятся моими достижениями, так что открытость я тоже считаю важной», — подчёркивает педагог.
«Я никогда не хотела быть учителем. Мечтала стать переводчиком, врачом, юристом, журналистом, филологом, но не учителем. Когда я однажды вошла в школьный кабинет и провела свой первый урок, поняла, что это моё и мне это нравится. Да, ситуации бывают разные, мой профессиональный путь тоже никогда не был гладким, но ничто не смогло убить во мне стремление передавать знания и любовь к нашему языку, культуре, литературе и истории. Возможно, однажды я стану городским учителем, буду работать рядом с домом, но пока я там, где мне велит быть моё сердце», — делится Ирина Игоревна.
Новая глава: Отрадненская гимназия
Педагог рассказала о том, почему приняла решение поменять место работы.

«Мои дети, у которых я была классным руководителем, окончили 9-й класс. Ученики, которых вела с 5-го класса, окончили 11-й. Мне показалось, что я могу переезжать поближе к дому. В школе меня поняли и отпустили. Связь с районом не теряем. В этом году я поеду работать на муниципальный этап конкурса «Учитель года России» в качестве независимого члена жюри. Я называю такую работу «возвращение домой». Я не так далеко уехала от родной школы. Мой путь сократился на полчаса, правда, автобусы до гимназии ходят чаще. Да, гимназия поселковая, но обучающихся у нас много, более тысячи», — делится Ирина.

Отрадненская гимназия открылась в рамках реализации национального проекта «Образование» 4 года назад. За этот небольшой отрезок времени в копилке педагогических достижений Ирины Аржановой появилось много наград и званий: лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года России», победитель регионального этапа конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые педагоги» и победитель регионального полуфинала конкурса «Флагманы образования — 2023».

«В новый коллектив я уже пришла с определёнными достижениями. Администрация поддерживает мои идеи, коллеги с интересом следят за моей внешкольной деятельностью. В коллективе более 70 педагогов. В нашей школе много молодых педагогов. И это здорово! А ещё работают коллеги, которые пришли в профессию после переподготовки. Несмотря на то, что гимназия молодая, у нас сложилась система наставничества, которая даёт свои результаты. Наша школа уютная. Что-то есть в сельских школах камерное и объединяющее», — отмечает учитель.
Сельский педагог вдохновитель будущего и хранитель традиций
Что вдохновляет Ирину Аржанову продолжать нелёгкий, но такой нужный трудовой путь?